Для Персонального кинозала высшей категории качества одновременно должны выполняться следующие значения измеряемых акустических параметров.
1. Неравномерность частотной характеристики (модуля передаточной функции) в диапазоне слухового восприятия для всех зрительских мест — не выше ± 10 дБ при возбуждении тестового сигнала любой из акустических систем персонального кинозала.
Неравномерность интегральной частотной характеристики широкополосных АС и активных сабвуферов в зоне прослушивания – это среднеквадратичное отклонение от среднего значения звукового давления, измеренные в зоне прослушивания при подаче на вход всех АС и сабвуфера сигнала белого шума. Общий параметр — чем выше неравномерность, тем ниже качество звука. Конкретный эффект зависит от характера неравномерности. Но, в целом, повышение неравномерности приводит к подчеркиванию одних спектральных составляющих и угнетению других. Как правило, повышенная неравномерность обусловлена низкочастотными акцентами (гудение) и снижением звукового давления с повышением частоты (ощущение ваты в ушах).
2. Измеренное значение времени реверберации T30 в октавной полосе со среднегеометрической частотой 500 Гц должно соответствовать требованиям стандарта THX, отклонения от этого значения в остальных октавных полосах нормируемого частотного диапазона (32–8000 Гц) не должно превышать 10%; параметры EDT, T10 и T20 должны отличаться от T30 не более, чем на 20%.
В любом помещении после выключения источника звука плотность акустической энергии уменьшается постепенно. В идеализированном случае график спада уровня звукового давления представляет собой прямую линию (ось ординат — уровень звукового давления в дБ, ось абсцисс — время). Наиболее универсальным параметром, характеризующим акустическую обстановку в помещении, является стандартное время реверберации RT60 (или просто время реверберации), определяемое как время, за которое уровень звукового давления уменьшится на 60 дБ после выключения источника звука.
В реальных условиях произвести непосредственное измерение времени реверберации крайне сложно, особенно на низких частотах. Чтобы обеспечить должное качество измерений на фоне неизбежно присутствующих шумов, могут потребоваться весьма высокие уровни звукового давления тестового сигнала. Для упрощения процедуры измерения вводится понятие T30 — времени реверберации, полученного в результате экстраполяции результатов измерений на сравнительно коротком участке затухающего сигнала — -5 – -35 дБ (относительно максимума) на интервал 0 – -60 дБ.
Алгоритм экстраполяции предполагает, что уровень сигнала спадает по линейному закону. Аналогичный смысл имеют параметры EDT, T10 и T20, только в данном случае экстраполяция выполняется по результатам измерений на участках 0 дБ – -10 дБ; -5 дБ – -15 дБ; -5 – -25 дБ соответственно. Поскольку в реальном, хорошо заглушенном помещении закон спада уровня звукового давления отличается от линейного, параметры T30, T20, T10 и EDT также отличаются между собой.
3. Значение Clarity C50 в зоне зрительских мест — не ниже 2,5 дБ.
Обобщенный параметр, характеризующий ясность речевого сигнала в помещении (более строгим параметром является разборчивость речевого сигнала).
Вычисляется с помощью функции, определяющей график спада квадрата звукового давления в данной точке помещения после выключения источника звукового сигнала. C50 есть десять десятичных логарифмов отношения интеграла упомянутой функции на участке от 0 (момента выключения источника звука) до 50 мс к интегралу этой функции на оставшемся ее участке (от 50 мс до бесконечности). То есть, отношение (в дБ) циркулирующей в помещении (еще не поглощенной) звуковой энергии в течение первых 50 мс после выключения источника к остатку постепенно поглощаемой энергии.
4. Значение Clarity C80 в зоне зрительских мест — не ниже 4 дБ.
Параметр, характеризующий ясность музыкальных фрагментов, прежде всего, быстрых музыкальных пассажей.
Как и C50 вычисляется с помощью функции, определяющей график спада квадрата звукового давления в данной точке помещения после выключения источника звукового сигнала. C80 есть десять десятичных логарифмов отношения интеграла упомянутой функции на участке от 0 (момента выключения источника звука) до 80 мс к интегралу этой функции на оставшемся ее участке (от 80 мс до бесконечности). То есть, отношение (в дБ) циркулирующей в помещении (еще не поглощенной) звуковой энергии в течение первых 80 мс после выключения источника к остатку постепенно поглощаемой энергии.
5. Индекс быстрой передачи речи RaSTI в зоне зрительских мест — 0,9–0,95.
Индекс RaSTI прямой аналог понятия разборчивости речевого сигнала. Разборчивость определяется как вероятность правильного распознавания единицы речевой информации. Различаются формантная, звуковая, слоговая, словесная, фразовая и смысловая разборчивости. Индекс RaSTI по смыслу ближе всего к слоговой разборчивости. При слоговой разборчивости, равной 0,9–0,95 (90–95% воспроизведенных в помещении в случайной последовательности слогов правильно распознаны слушателем), практически 100% слов и тем более фраз распознаются верно.
6. Точность локализации мнимых источников звука — не меньше 0,97.
Главное преимущество многоканальных систем звукозаписи и звуковоспроизведения перед монофоническими системами заключается в том, что слушатель начинает воспринимать (мнимые) звуковые источники разделенными в пространстве. Искусство звукорежиссера кроме прочего заключается в том, чтобы звуковая панорама, создаваемая аудиосистемой, была максимально реалистичной. Однако в реальном помещении эта панорама получается искаженной, положение мнимых источников смещается относительно позиций, прописанных звукорежиссером. Такой же эффект возникает вследствие неверной расстановки акустических систем. Точность локализации — косинус угла между направлением (от слушателя) на правильное положением мнимого источника (т.е. на положение, где источник должен находиться) и направлением на ложное положение, которое слуховая система определяет как истинное в реальном помещении. Если эти положения совпадают (угол равен нулю), косинус равен 1.
Данные значения являются стандартами, принимаемыми при создании эксклюзивных персональных кинозалов от Home Cinema Hall